В рамках Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года предусматривается декарбонизация транспортной отрасли по сценарию «1,5 градуса». Однако с учетом глобальных геополитических изменений и вероятным провалом сценария «1,5 градуса» перспективы декарбонизации транспорта в России становятся многовариантными.
26 октября 2023 года Глобальная Климатическая Инициатива, Россия (Climate Governance Initiative Russia — CGI Russia) в партнерстве с ПАО «Сбербанк», «Ланди Ренцо Рус» и при поддержке Группы компаний Б1 провела круглый стол «Декарбонизация транспорта: шашечки или ехать?».
Участники круглого стола обсудили ключевые проблемы декарбонизации транспортной отрасли и рассказали о кейсах компаний, дающих наглядные результаты усилий по реализации климатической повестки в России.
Спикерами круглого стола выступили Жанна Носкова, консультант отдела межотраслевой координации Департамента стратегического развития Минтранса России; Дарио Пелаццо, генеральный директор, ООО «Ланди Ренцо Рус»; Андрей Томышев, партнер, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта, Группа компаний Б1; Иван Бабанов, заместитель начальника коммерческого отдела Центрального филиала ООО «Газпром газомоторное топливо»; Андрей Попов, заместитель генерального директора по инвестициям и стратегическому развитию, Фонд «Транспортные инновации Москвы»; Дмитрий Калужский, директор проектов судостроения, Sitronics Group; Дмитрий Петросьянц, главный специалист отдела устойчивого развития ЦБТ, ОАО «РЖД»; Илья Дуничкин, ведущий эксперт Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ, профессор МАрхИ.
Модераторами выступили Максим Савостьянов, партнер, руководитель отдела консультирования по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и.о. руководителя отдела услуг в области устойчивого развития в России, Группа компаний Б1, и Ольга Сорокина, директор по коммуникациям, CGI Russia.
Открывшая сессию круглого стола Жанна Носкова, консультант отдела межотраслевой координации Департамента стратегического развития Минтранса России, обозначила главные принципы экологической повестки российского транспорта, закрепленные в стратегических документах. «Основные направления развития экологического сектора транспортного комплекса отражены в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, а также Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Все эти документы подразумевают декарбонизацию автомобильного парка и других видов транспорта с постепенным переходом к более экологичным источникам энергии».
Одним из эффективных способов снижения загрязнения от автомобильного транспорта является его перевод на компримированный (КПГ) или сжиженный природный газ (СПГ), что легло в основу проекта Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) «Повышение потенциала государств — членов по декарбонизации транспортного сектора за счет увеличения использования природного газа в качестве моторного топлива». О перспективах газомоторного топлива и особенностях перехода на газомоторное оборудование рассказали Дарио Пелаццо, генеральный директор, ООО «Ланди Ренцо Рус», дочерней компании итальянского производителя газомоторного оборудования Landi Renzo Group и Иван Бабанов, заместитель начальника коммерческого отдела Центрального филиала ООО «Газпром газомоторное топливо».
«Как лидер рынка с 70-летней историей компания Landi Renzo предоставляет зеленые решения для автомобилей на газомоторном топливе, а также для сопутствующей инфраструктуры, заправочных станций и транспортировки топлива. Все эти решения отвечают высоким стандартам безопасности и позволяют компаниям снижать свои показатели выбросов СО2 в части использования транспортных средств, причем с сокращением статьи расходов по зеленой трансформации», — прокомментировал Дарио Пелаццо.
Иван Бабанов, заместитель начальника коммерческого отдела Центрального филиала ООО «Газпром газомоторное топливо», подчеркнул, что внедрение газомоторной техники является одной из приоритетных задач государственной политики, направленной на снижение себестоимости перевозок, повышение конкурентоспособности российских предприятий и уменьшение негативного влияния транспорта на состояние окружающей среды.
«Внедрение газомоторного топлива на транспорте — один из наиболее эффективных шагов к сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу как больших предприятий, так и малого бизнеса. Использование метана как моторного топлива — экономически обоснованный вклад в экологическую безопасность нашего будущего», — резюмировал Иван Бабанов.
Андрей Томышев, партнер, Группа компаний Б1, провел сравнительный обзор рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России и в мире, демонстрирующий стабильный общемировой тренд роста продаж электромобилей, доля которых в общем объеме продаж всех легковых автомобилей к 2030 г. составит 31% (по данным Oxford Economics, International Energy Agency, LMC Automotive, Comtrade, The International Trade Center, интервью с международными экспертами, анализ Б1). Развитию электродвижения способствуют правительственные субсидии, экоповестка, трансформация городов, новая мобильность и развитие технологий автономности. ««Динамику продаж электромобилей в России сегодня сильно тормозят высокие цены и отсутствие полноценной зарядной инфраструктуры, для развития которой Правительство РФ прорабатывает меры поддержки. Однако по мере достижения рынком зрелости роль государства в развитии сети ЭЗС будет снижаться и на смену ему придут независимые провайдеры», — прокомментировал Андрей Томышев.
Андрей Попов, заместитель генерального директора по инвестициям и стратегическому развитию, Фонд «Транспортные инновации Москвы», отметил, что лучшие мировые практики декарбонизации в транспорте показывают положительный результат при реализации комплексной стратегии, где основным драйвером достижения результатов является повышение осознанности владельцев личного транспорта. «Любые технологические и сложные инфраструктурные решения, особенно в транспорте, окупаются быстрее, если модель поведения целевой аудитории уже сформирована и прогнозируема. Водители и пассажиры должны понимать, что от каждого из них зависит экологическая среда города и делать осознанный выбор средств для перемещения. Именно поэтому в фонде „Транспортные инновации Москвы“ мы уделяем много внимания геймификации и повышению качества пассажирских сервисов, чтобы ежедневные поездки на общественном транспорте становились комфортнее и увлекательнее», — рассказал Андрей Попов.
Дмитрий Петросьянц, главный специалист отдела устойчивого развития ЦБТ, ОАО «РЖД», представил актуализированную Экологическую стратегию «РЖД», которая включает новое крупное направление по снижению выбросов парниковых газов. К ключевым мероприятиям данного направления относятся проекты по эксплуатации поездов на низкоуглеродных источниках энергии, в том числе по созданию водородного поезда совместно с компаниями ТМХ (Трансмашхолдинг) и АО «Русатом Оверсиз». Среди других мероприятий декарбонизации железной дороги были выделены развитие собственной энергогенерации на основе ВИЭ, электрификация железнодорожной инфраструктуры, модернизация объектов теплоэнергетики с переводом на низкоуглеродное топливо (кроме ВИЭ), совершенствование систем учета ТЭР и анализа расхода ТЭР, развитие использования накопителей энергии для подвижного состава.
«Декарбонизация ОАО „РЖД“ остаётся одним из ключевых приоритетов развития компании, и мы продолжим прикладывать максимум усилий для обеспечения реализации поставленных на этом направлении задач», — заключил Дмитрий Петросьянц.
Дмитрий Калужский, директор проектов судостроения Sitronics Group, дал обзор развития производства низкоуглеродного водного транспорта с использованием водорода и электричества.
«Компания Emperium, входящая в Sitronics Group, является единственной в России, организовавшей серийное производство судов на электрической тяге. Они являются экологичной альтернативой для обновления прогулочного и пассажирского флота страны, — рассказал Дмитрий Калужский. — Еще одно направление декарбонизации водного транспорта — применение водорода на электросудах, развитием которого мы занимаемся вместе с Центром водородных технологий АФК „Системы“, создав первый в России прототип катамарана на топливных элементах».
Илья Дуничкин, ведущий эксперт Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ, профессор МАрхИ, рассказал о роли цифровых двойников в экологической повестке транспорта «Умного города».
«Большинство целей устойчивого развития ООН сосредоточено на социальной значимости транспорта городов и могут быть обеспечены их цифровыми двойниками. Применение цифровых двойников в транспортной сфере позволит снизить количество отходов, уровень шума и загрязнений в процессе агрегирования мониторинговой информации и моделирования транспортного строительства», — прокомментировал Илья Дуничкин.
«Участники круглого стола, представляющие разные направления транспортной сферы, сошлись во мнении, что для реализации программы декарбонизации транспорта необходимы скоординированные действия регуляторов и компаний, в первую очередь — развитие инфраструктуры, позволяющей безболезненно перейти на более экологичные виды транспорта», — подвела итог мероприятия Ольга Сорокина, директор по коммуникациям, CGI Russia.
Презентация «Декарбонизация железнодорожного транспорта»
Презентация «Электрический транспорт и зарядная инфраструктура»
Презентация «Роль цифровых двойников в экологической повестке транспорта «Умного города»»