В работе форума приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко, Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, Первый заместитель Министра энергетики Павел Сорокин, Первый заместитель Министра экономического развития России Илья Торосов, представители других профильных министерств и ведомств, отраслевые эксперты.
Участники Климатического форума отметили, что мировая климатическая повестка сталкивается с растущими противоречиями, вызванными стремлением каждой страны добиться для себя экономических выгод. Несмотря на санкции, Россия продолжает твердо выполнять свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, снизив их вдвое с 1990 года. Компании активно участвуют в климатических проектах, подтверждая свое стремление к устойчивому развитию.
В 2023 году Президентом Российской Федерации утверждена Климатическая доктрина, в которой зафиксирована цель по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. В Доктрине подчеркнута важность сбалансированного подхода к климатической политике, с учетом задач социально-экономического развития России. Важным этапом станет доработка проекта плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития Участники форума акцентировали внимание, на ведущей роли модернизации производства и использовании передовых технологий как инструмента повышения конкурентоспособности, а также призвали обратить внимание на пункт о введении цены на углерод с 2028 года.
Александр Шохин призвал придерживаться сбалансированного и рационального подхода при разработке стратегических документов.
«В РСПП накоплена серьезная экспертиза на этот счет, мы надеемся, что она будет востребована Правительством и Министерством экономического развития. Важно комплексно расставить приоритеты и поставить реалистичные цели. Практически в каждом сегменте экономики существует значительный потенциал снижения выбросов [парниковых газов] за счет экономически эффективных мер. Огромный потенциал в природных экосистемах. Причем часть этого потенциала не требует дополнительных инвестиций, а требует только более точного сбора и учета данных. Считаем, что эти и другие экономически эффективные мероприятия должны стать основой плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития. Некоторые дорогостоящие мероприятия, требующие уточнения объемов и источников финансирования, целесообразно проанализировать дополнительно и перенести на следующие этапы», — сказал Александр Шохин.
Максим Решетников в своем выступлении сообщил, что в настоящее время формируется следующий этап внутренней климатической повестки в России. В фокусе министерства — углеродный след продукции. «Важно не только реализовывать климатические проекты: участники рынка должны научиться мерить углеродный след производимой продукции», — пояснял Министр.
Участники форума обратили внимание на необходимость опираться на реалии российского социально-экономического развития, и важность тщательного анализа проектируемых подходов к формированию «цены на углерод», с учетом интересов компаний и развития отрасли климатических проектов.
Максим Решетников заявил, что все новые решения будут всесторонне оцениваться, исключая какую-либо дополнительную нагрузку на российскую экономику, и обсуждаться в диалоге с заинтересованными лицами.
«Торопиться не надо, мы сейчас прорабатываем эти вопросы», — заверила директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Ирина Петрунина, комментируя обеспокоенность участников форума внедрением «цены на углерод», подчеркнув, что органы власти заинтересованы в том, чтобы вместе с бизнесом найти правильное решение.
«Формы платы за углерод могут быть разные — прямой углеродный налог или квотирование. Формат углеродных квот сейчас отрабатывается на Сахалине в рамках эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов, который продлится до 2028 года. По результатам эксперимента на Сахалине будет приниматься решение, нужно ли вводить плату за углерод на федеральном уровне», — подчеркнула Петрунина.
«Большинство компаний выражают сдержанную позицию относительно введения цены на углерод и отмечают необходимость ее детальной проработки и недопущения какой-либо спешки», — прокомментировал ответственный секретарь Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Иван Жидких.
Особое внимание на форуме уделили вопросам развития углеродного рынка в России и важности международной интеграции как драйвера спроса на результаты климатических проектов. РСПП выступил с инициативой по сближению подходов в области климатической повестки в рамках председательства России в БРИКС+ в 2024 году, включая создание единого реестра углеродных единиц стран БРИКС+.
Андрей Мельниченко, председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию, в своем выступлении отметил:
«Развитие отечественного углеродного рынка только за счет российских участников имеет ограниченный потенциал. Инициативы по сближению подходов в области климата поддержаны российским руководством и встречают живой интерес у стран-партнеров. Важно обеспечить недискриминационные условия для природных климатических проектов в рамках механизмов Парижского соглашения и не допускать включения в текст соглашения необоснованных ограничений. Предлагаем вынести вопрос о повышении роли природных экосистем в митигации изменений климата в качестве отдельного переговорного трека на 29-й Конференции Сторон РКИК ООН, которая пройдет в 2024 году в дружественном Азербайджане».
Российский союз промышленников и предпринимателей выражает готовность к конструктивной работе как с регуляторами для поиска сбалансированных решений в области климатической политики, так и со странами-партнерами, рассчитывая на продолжение конструктивной совместной работы и плодотворной дискуссии.